Дневник стажера: аналитик Big Data в Nokia

Екатерина Евченко — о международной команде Nokia, нестандартных задачах и больших данных.  

«Я закончила бакалавриат экономического факультета МГУ. Во время учебы я работала в международной молодежной организации AIESEC, которая организует стажировки для студентов по всему миру. На последнем курсе через AIESEC я искала стажировку за границей, чтобы получить международный опыт сразу после учебы.

Чтобы не сидеть без дела (к тому времени я уже уволилась из организации), я пошла в стартап одного из выпускников AIESEC, который занимался аналитикой Big Data (больших данных). Big Data — это огромные массивы разнородной информации, проанализировав которую можно узнать много интересного о клиентах компании, продукте, подрядчиках. Это нужно, чтобы решать различные проблемы бизнеса, понимать рыночные тренды и поведение конкурентов.

Руководитель компании научил меня основам SQL, работать в Excel и находить закономерности в большом объеме информации.

А потом я уехала на первую из трех зарубежных стажировок. Сперва я в Индии, в Гоа работала координатором музыкального фестиваля: отвечала за музыкантов и их визы, оформляла документы и считала бюджет.

Потом я подала заявку на стажировку в Tata Consultancy Services. Компания заменяет клиентам службу IT-поддержки. Еще TCS придумывает IT-решения для построения бизнес-процессов — помогает компаниям расходовать меньше денег на внедрение новых технологий.

В TCS я набирала стажеров, открывала вакансии, проводила интервью и помогала с визами.

После полутора лет в Индии я нашла стажировку в Бельгии, в компании Nokia. Здесь я работаю уже семь месяцев.

Как попасть на стажировку

Отбор состоит из четырех этапов. Сперва с кандидатом общаются представители AIESEC, а затем — работодатель:

  1. Подача заявки на сайте AIESEC.
  2. Собеседование по «Скайпу» с руководителем программы стажировок AIESEC в Бельгии.
  3. Интервью с коммерческим директором Nokia. Он попросил рассказать о себе и почему я хочу на стажировку. Мне показалось, что так он проверял английский язык.
  4. Интервью с непосредственным начальником — руководителем отдела автоматизации ценообразования Nokia. Это был самый трудный этап. Руководитель проверял технические знания: как делать макросы, какие языки программирования я знаю, как работает Visual Basic. Просил привести примеры, когда я быстро чему-то училась.

Самый сложный блок вопросов был о моих слабых сторонах: руководитель подробно спрашивал меня о том, что я не умею делать, как это скажется на моей работе и как я буду с этим справляться. Мне казалось, что я провалила интервью.

Через неделю меня взяли. К работе я приступила через три месяца после подтверждения: когда была готова рабочая виза, страховка и справка об отсутствии судимости.

Знакомство с компанией

Nokia — IT-компания, которая больше не создает мобильные телефоны. Вместо этого Nokia продает телекоммуникационное оборудование для сетей и карты Here, которые используют в навигаторах BMW, Mercedes, Volkswagen, Audi, Ford и Chrysler.

Мой департамент анализирует развитие компании, ценовую политику и конкурентов, а также дает рекомендации отделу продаж по ценообразованию. Например, мы анализируем график продаж по странам присутствия за пять лет: объемы поставок и изменения цен на продукты Nokia. Раз в месяц мы готовим отчеты для топ-менеджмента — например, обзор достижений конкурентов за квартал. На основе этой информации руководство решает, что мы будем производить и в каком объеме.

В первую рабочую неделю у меня было знакомство с компанией, онлайн-тренинги и встреча с руководителем. Начальник объяснил, как устроена компания, чем занимаются коллеги и дал мне книжку про историю телекома. Еще я познакомилась с другими стажерами — семь человек из Бразилии, Турции, Италии, Канады, Колумбии, Мексики, Марокко.

Средний возраст сотрудников — 35−40 лет, это опытные специалисты. Сотрудников без опыта около 10%.

Как работают в Nokia

Сотрудник должен отработать 38,5 часов в неделю, но каждый сам решает, как он будет работать: на одной неделе уходить домой после обеда и задерживаться на другой. Перерабатывать не принято — сотрудники в компании ценят баланс личного и рабочего. Это характерно для всей Западной Европы.

Еще Nokia дает сотрудникам два дня в неделю для работы из дома, но я предпочитаю приходить в офис. Так я успеваю больше, потому что могу сразу обсудить с коллегами рабочие вопросы. Но 60% встреч с коллегами — виртуальные, потому что сотрудники работают в офисах Nokia в Германии и Финляндии.

Обычно я приезжаю к 9 утра, беру завтрак в кафе и проверяю почту. В Nokia ни у кого нет своего стола — я прихожу и сажусь за свободный. После рабочего дня нужно собрать вещи и положить их в шкафчик.

Днем я встречаюсь с коллегами. Например, когда я занимаюсь анализом ценообразования, то много времени провожу с коллегами из отдела продаж. Но большую часть дня, как и все аналитики, я работаю одна.

Раз в неделю я созваниваюсь с руководителем — смотрим выполнение текущих задач и планируем следующую неделю.

В свободное от работы время мы с коллегами придумываем что-нибудь интересное. Например, каждый последний четверг месяца мы собираемся в холле и общаемся: играет музыка, на столах напитки и еда. В обед можно сходить всем вместе на танцы или йогу — фитнес организовывают активные сотрудники. Раз в неделю мы бегаем в парке, а иногда сами организуем забеги, даже сделали себе футболки. На Рождество ходили к детям из семей беженцев, чтобы поиграть с ними и накрыть праздничный стол.

Чему я научилась

Моя задача — проанализировать данные и написать отчет о состоянии дел, причинах проблем и дать прогноз. Например, я изучаю изменение цены на наш продукт в Германии. Я изучу выгрузку из CRM-системы, поговорю с коллегами в Германии, найду спады, смоделирую поведение клиентов и все это оформлю в отчет. Если коротко: не только посчитать, но и объяснить аналитику.За семь месяцев у меня ни разу не было одинаковых задач. Когда я только пришла, мы анализировали рыночную долю компании. Потом изучали причины роста конкурента. Последние шесть недель я работаю с отделом логистики, мы смотрим, как менялась цена на продукты Nokia за пять лет, чтобы понять, как работают наши продавцы.Мне трудно, потому что не хватает технической экспертизы. Бывает, я ошибаюсь и что-то неправильно считаю. Один раз я неделю сводила аналитику, а потом выяснилось, что совсем не ту.

Мой руководитель относится к ошибкам с пониманием: он видит, что я учусь, что у меня есть прогресс. Иногда он сам не знает, как что-то посчитать — у нас много нестандартных задач.

В целом у меня много свободы в работе. Руководитель ставит задачу: «Вот тебе вопрос. Проработай, мне нужны слайды с твоими мыслями». Он не говорит мне, как считать аналитику и какие инструменты использовать. Я могу сама выбрать или придумать решение. В Nokia вообще принято учиться самому. Ответственность за знания лежит на сотруднике и его руководителе.

С руководителем мы регулярно обсуждаем мою работу. Например, в начале стажировки он заметил, что я не привлекаю к работе других людей, как будто стесняюсь отнять их время. Но аналитик не может работать только в одиночку, ему нужно постоянно общаться с коллегами — вместе разбирать данные. Теперь я чаще собираю коллег для совместной работы.

Через четыре месяца стажировки руководитель предложил мне постоянную работу, и я согласилась. Пару лет я точно проведу в Nokia: мне нравится видеть финансовый результат компании и знать, что я к нему причастна. Еще мне интересно расти в профессии, Nokia — технологическая компания, здесь я постоянно чувствую себя в центре событий».

Текст:
Эмилия Гулиева

Источник: https://www.rabota.ru/articles/career/nokia-trainee-4284

 

Russian with Ukranian roots. Was living in 4 cities of Russia — Khabarovs, Nizhiniy Novgorod, Samara, Moscow. Part of International youth organization for 4 years so far. Crazy about MBTI. Interested in esoterics, psychology and handmade. Too romantic.
0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *